Султан Мироков, финалист PROfashion Masters: «Сейчас этническая тема нужна в дизайне как никогда»

Так же может быть интересно:

Гала-показ XI Всероссийского конкурса PROfashion Masters доступен к просмотру!

20 февраля в рамках международной отраслевой выставки Collection Première Moscow состоялся финал XI Всероссийского конкурса промышленного дизайна одежды PROfashion Masters. По многочисленным просьбам организаторы конкурса опубликовали полную версию подиумного показа в группе PROfashion Masters во “ВКонтакте”. Если вы не смогли попасть на красочное шоу и оценить коллекции начинающих дизайнеров вживую – у вас есть возможность посмотреть финал в записи.   Напоминаем, что следующий сезон Всероссийского конкурса промышленного дизайна одежды PROfashion Masters начнется 1 сентября 2025 года.  

В минувшем сезоне PROfshion Masters Султан Мисроков, молодой дизайнер и преподаватель Института бизнеса и дизайна B&D, вдохновился национальным черкесским костюмом и решил интерпретировать его в современном ключе. Пальто из конкурсной коллекции вызвали ажиотаж у посетителей выставки в «Смоленском пассаже – 2» и получили высокие оценки членов судейской коллегии. PROfashion поговорил с дизайнером о том, зачем участвовать в профильных конкурсах, как работать с культурными кодами, чтобы готовые изделия выглядели современно и актуально, и кто покупает одежду с ярким национальным колоритом.

Султан, расскажите, почему вы решили в третий раз принять участие в PROfashion Masters? Насколько, на ваш взгляд, важно начинающему дизайнеру участвовать в профильных конкурсах, выставках и фестивалях?

Я услышал о конкурсе PROfashion Masters еще во время обучения в институте и всегда хотел принять участие. Я подавал заявку, но в первый раз не прошел, а во второй – продемонстрировал коллекцию в рамках внеконкурсного показа. В этом сезоне я поставил цель пройти до конца. Это первая коллекция, которую я сделал без проб и макетов, потому что время поджимало. Я был приятно удивлен собой, поскольку не предполагал, что настолько компетентен в конструировании. Это была хорошая возможность проверить свои силы. После участия в конкурсе появились люди, которые заинтересовались моим брендом и изделиями, а также профессиональные связи, которые в будущем могут мне понадобится. 

Каждый дизайнер сам определяет, насколько ему это нужно. У всех разные способы продвижения: у одних есть хорошие связи или средства на дорогущую рекламу, а у других – не все так гладко. Для меня очень важно участвовать в конкурсах, потому что это дает опыт и полезные знакомства, а также узнаваемость не только среди покупателей, но и среди комьюнити экспертов. Например, во время финала PROfashion Masters ко мне подходили члены жюри, комментировали изделия и вспоминали какие-то детали из прошлой коллекции, значит, работа была действительно хорошая, и все не зря.

Почему вы решили обратиться именно к этнической теме? Какое место национальные коды занимают в вашем творчестве?

Сейчас этническая тема нужна в дизайне как никогда. В последние годы возникла тенденция, которую можно назвать антипатриотизмом. Когда я обращаюсь к культурным кодам, это в первую очередь не про черкесский костюм. Дизайн создает будущее, и если мы хотим двигаться в этом направлении, то должны помнить свое прошлое. Это призыв к тому, чтобы не забывать свои корни. Я взял тему традиционного одеяния черкесов не только потому, что отношусь к этой этнической группе, – его история сама по себе очень интересная. Черкесский костюм оказал влияние на национальную одежду всего Кавказа и Закавказья. Например, его элементами вдохновлялись при создании военной формы в Российской Империи. Николай II носил такой костюм, хотя не имел ничего общего с этой национальностью. Мне кажется, следует рассказывать об интересных этнических темах, которые могут заинтересовать более широкую аудиторию.

Ошибка многих начинающих дизайнеров – прямое цитирование национального костюма без учета актуальных тенденций. Как, на ваш взгляд, грамотно интегрировать культурные коды в дизайн, чтобы готовое изделие пользовалось спросом у аудитории, а не стало экспонатом краеведческого музея?

Этническая мода у, наверное, 95% молодых дизайнеров определяется принтом. Чаще всего они берут за основу современный крой и просто переносят национальный орнамент без переработки. Я стараюсь не затрагивать принт или кардинально перерабатываю его под современные тенденции. Моя главная цель при создании такой коллекции – погружение в тему. Очень важно не только визуально изучить национальный костюм, но и разобрать смысловые, философские начала. Наряд был создан не только в качестве покрова тела, в него были заложены сакральные ценности. Я стараюсь вычленить в его истории самое главное и не просто впихнуть в современные лекала, а работать с формой и кроем. Я думаю о том, как бы это костюм менялся, если бы дошел до наших дней, а не превратился в достояние музея. Очень важно уметь анализировать и работать с творческим источником. У меня был случай, когда клиент влюбился в мое изделие и захотел его купить, но признался – он не понимает, что его цепляет. Позже выяснилось, что он всю жизнь носил черкеску. То есть, человек не увидел отсылки к черкесскому костюму, хотя и вырос в этой культуре, но что-то его привлекло – он почувствовал. Важно переработать идею так, чтобы это не было прямой цитатой, но она находила отклик у людей.

Насколько мы знаем, вы преподаете в Институте бизнеса и дизайна B&D, своей альма-матер. Сложно ли совмещать дизайнерскую деятельность с преподаванием?

Я мечтал преподавать еще в детстве, но дизайн одежды вытеснил эту идею. Когда я выпускался, руководитель нашей кафедры предложил мне стать преподавателем по муляжному методу моделирования. Я понял, что именно в этой области у меня есть то, чему я могу научить, несмотря на возраст. Я согласился, и вообще не пожалел. Очень круто, когда студенты прислушиваются к тебе, и ты видишь результаты их работы. Например, на Московской неделе моды демонстрировались коллекции моих дизайнеров. Преподавание сложно совмещать с работой на какую-нибудь крупную компанию. В прошлом году я хотел получить опыт работы в другой марке, чтобы понять, как это работает изнутри. Работодателя смущает, когда у тебя заняты определенные часы. С работой над своим брендом это комбинировать несложно, потому что я преподаю не всю неделю, а определенные часы. Да и студентам важно работать с действующими дизайнерами, у которых есть и знания, и опыт.

Давайте поговорим о вашем творческом пути. Как вы реализуете свои изделия? Думаете ли вы о масштабировании бренда, выходе в универмаги или интернет-магазины локальных дизайнеров? 

 

SULMIS еще не состоялся как бренд. Сейчас я взял перерыв, чтобы продумать свои дальнейшие действия. Запустить бренд очень сложно как минимум из-за больших финансовых вложений. Сейчас я думаю о создании большой коллекции, которую я по возможности хочу показать на Московской неделе моды или осенью, или весной. Также планирую продвижение за счет рекламы. Кто бы что не создавал, на каждое изделие найдется свой потребитель – он просто должен о вас узнать. Также клиенты стали спрашивать, где я выставляю свои изделия, где можно их посмотреть и примерить. Рассматриваю выход в небольшие универмаги или концепт-сторы локальных дизайнеров.

 

В данный момент заказы приходят через социальные сети после показов и  конкурсов. После мероприятий бывает, что интересуются и блогеры – потом выкладывают у себя, отмечают и привлекают покупателей. Продвижение идет в основном за счет сарафанного радио. Целенаправленно на рекламе в данный момент я акцент не делаю.

Насколько российский потребитель заинтересован в таких ярких этнических изделиях? Какая целевая аудитория у вашего бренда?  

Заказы приходят от совершенно разных людей – отследить по возрасту, территории или другому признаку будет довольно сложно. Какой-то процент людей даже не видит в том, что я делаю, отсылки к черкесской культуре. Это откликается не только у выходцев Кавказа, русских покупателей у меня даже больше. Многие мировые модные дома обращаются к культурным кодам – тот же Гальяно вдохновлялся черкеской. У него были покупатели, потому что он смог ее переработать. Если бы это была национальная музейная история, это очень ограничило бы круг моих клиентов, даже среди черкесов – я думаю, это просто неактуально, и не нужно сейчас. У меня выходил мерч: шелковые платки, свитшоты и футболки, которые были ориентированы именно на черкесскую аудиторию. Изделия были с авторским принтом, и где-то было даже написано «ЧЕРКЕСИЯ». Казалось бы, яркий национальный колорит, но этой капсулой заинтересовались и русские. Покупателям необязательно относиться к той же этнической группе, им важна философия, которую ты вкладываешь.

 

 

 

 

Партнеры